Статика и динамика в композиции
Равновесие бывает двух видов:статическое и динамическое.
Статическое равновесие возникает при симметричном (в том числе диссимметричном) расположении фигур на плоскости относительно вертикальной оси формата композиции
Статическое равновесие
Иконы -таблетки из собора св.Софии в Новгороде XVI в.
О.И. Бове. Большой театр в Москве.
Макс Дудлер.Концертный зал в Ройлингене
Динамическое равновесие возникает при асимметричном расположении фигур на плоскости, т.е. при их сдвиге вправо, влево, вверх, вниз. В динамичной композиции обязательно присутствует развитие, изменение, определенная направленность движения группы форм. Движение может быть направлено к центру и иметь как бы конечную точку движения; может быть направлено от центра, уводя взгляд зрителя за пределы композиции; вверх или вниз, вертикально или наклонно.
Динамическое равновесие
Суриков В.И. «Боярыня Морозова»
Анри Матисса «Танец»
Заха Хадид. Культурный центр Гейдара Алиева в Баку
Йорн Утзон. Оперный театр в Сиднее
Идею статики в композиции поддерживает использование вертикалей и горизонталей, большая площадь опоры и понижение центра тяжести.
Динамичную композицию отличает использование диагоналей и общий вектор движения элементов.
Статика и динамика присущи не только композиции в целом, но и являются свойствами каждой отдельной формы. Статичность формы - это подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости, устойчивости формы во всем ее строе, в самой геометрической основе. Статичны предметы, которые имеют явный центр и у которых ось симметрии является главной организующей форму осью.
Динамичной принято считать односторонне активно направленную форму. Это свойство композиции связано с пропорциями и отношениями величин. При равенстве отношений для нее характерна статичность, а при контрасте их создается динамизм, при этом зрительное движение получается в направлении большей величины. Активная и односторонне направленная форма является необходимым условием появления динамичности. Например, куб создает впечатление статичности, а вертикальный параллелепипед - динамичности. Но если параллелепипед положить плашмя, исчезает односторонняя направленность формы, и мы получаем статичный объем.
Выразительность динамичной формы распространила дизайнерскую моду на "динамичность" в изделиях, вообще не связанных с движением. Иногда такая динамичность противоречит функции вещи. Например, циферблат часов, которому придается динамичная форма, лишь мешает считывать показания стрелок.
Антирациональное проявление динамичности имело место и в мебели, проектируемой в 60-х годах 20 века.
Например, треугольный табурет – динамичный по форме и крайне неустойчивый в процессе эксплуатации объект.
Чтобы придать устойчивость плоской форме существует несколько приемов ее компоновки в формате.
Уравновешенность круга
Чтобы фигура казалась изображенной в центре плоскости, ее нужно немного передвинуть вверх относительно осей формата. Тогда он будет находиться в состоянии статического равновесия. Круг, расположенный в центре, кажется смещенным вниз, этот эффект усиливается, если низ круга окрасить в темный цвет
Уравновешенность крупного и мелкого элемента
Крупную фигуру в левой части плоскости в состоянии уравновесить небольшой контрастный элемент в правой, который активен в силу своих тональных отношений с фоном. Такая ситуация является динамичной – фигуры, находящиеся в левой и правой части связаны диагональю.
Дата добавления: 2021-10-28; просмотров: 358;